РП по химии 10-11кл

Пояснительная записка
В основу данной рабочей программы положена авторская программа О.С. Габриеляна по
предмету «Химия» 10-11 класс (Москва, Дрофа, 2013) для обучающихся 10-11 классов
общеобразовательных

учреждений.

Программа

ориентирована

на

использование

учебника: Габриелян О.С. «Химия 10 класс. Базовый уровень)», Дрофа 2015г.
Уровень изучения предмета – базовый.Общее число учебных часов в 10 классе 68 ч.
(2 часа в неделю), в 11 классе 68 ч. (2 часа в неделю).
Срок реализации программы – 2 года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение химии в 10-11 классе направлено на достижение следующих результатов:
Личностные:
 в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
 в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной и профессиональной траектории;
 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять
своей познавательной деятельностью.
Метапредметные:
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
 использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата.
Предметные:
1. В познавательной сфере:
 давать определения изученным понятиям;

 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 описывать и различать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
 структурировать изученный материал;
 интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
 описывать строение атомов элементов I—IV периода с использованием
электронных конфигураций атомов;
 моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
формирование навыков проводить химический эксперимент;
4. В сфере физической культуры:
 оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Химия позволяет формировать потребность человека в красоте и деятельности по законам
красоты, то есть эстетические ценности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание у учащихся:
 правильного использования химической терминологии и символики;
 потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
 способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Содержание учебного предмета 10 класса
Введение (1 ч)
Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск
закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории,
проведения химического эксперимента.
Предметные результаты обучения, формируемые при изучении раздела: знать/понимать
понятия:гипотеза, научный эксперимент, научные методы познания веществ и явлений.
Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: чувство гордости за
российскую науку, вклад русских учёных в развитие химии.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:


Познавательные УУД -Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи.



Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе.



Коммуникативные УУД- Умение организовывать учебное сотрудничество
исовместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе.

Тема 1. Теория строения органическихсоединений (6 ч)
Т е о р и я с т р о е н и я о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Предмет органической
химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность.
Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений.
Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и
изомеры.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели
молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2.
Изготовление моделей молекул органических соединений.
Предметные

результаты

обучения,

формируемые

при

изучении

раздела:

знать/пониматьхимические понятия:вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Знать о причинах выделения органической химии в самостоятельную науку, теории
витализма, о роли органической химии в системе естественных наук, краткий очерк
истории развития органической химии. Знать основные положения теории А.М.
Бутлерова. Владеть понятием «валентность», «структурная формула» определять
валентность углерода, водорода, серы, азота в соединениях, сравнивать понятие
«валентность» и «степень окисления», изготавливать шаростержневые модели молекул,
знать предпосылки теории строения: работы предшественников, работы А.Кекуле и

А.Купера , иметь понятие о гомологии и гомологах. Определять химическое строение как
порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Знать работы
А.М.Бутлерова, иметь понятие о изомерии и изомерах. Иметь понятие о взаимном влиянии
атомов в молекулах органических веществ и влиянии этого взаимодействия на химические
свойства веществ. Уметь записывать молекулярные и структурные формулы изомеров и
гомологов,

формулировать

положения

теории

строения

органических

веществ

А.М.Бутлерова. Знать алгоритм решения задач, уметь решать задачи на определение
формул органических соединений по массовой доле хим. элементов.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:


Познавательные УУД -Умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи



Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе.



Коммуникативные УУД- Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе.

Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: чувство гордости за
российскую науку, вклад русских учёных в развитие химии.формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (17 ч)
А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и
химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и
номенклатураалканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение,
реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация
алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования
алканов.
А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности
(дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение,
бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение
этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии
высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.

Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с
участием сопряженных диенов(бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование,
гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным
иметановым способами. Получениекарбида кальция. Свойства (горение, бромирование,
гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении
бензола. Свойства бензола (горение,нитрование, бромирование) и его применение.
Н е ф т ь и с п о с о б ы е е п е р е р а б о т к и. Состав нефти. Переработка нефти:
перегонка икрекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом
числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена,
ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена
реакцией дегидратации этанола, ацетилена —гидролизом карбида кальция. Разложение
каучука при нагревании, испытание продуктов разложения нанепредельность. Коллекция
образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные

опыты.

3.

Обнаружение

непредельных

соединений

в

жидких

нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией
«Нефть и продукты её переработки».
Предметные

результаты,

формируемые

при

изучении

раздела:

определять

принадлежность органического соединения к определённому классу углеводородов, уметь
объяснять свойства веществ на основе анализа состава и строения молекул, умение
прогнозировать химические свойства веществ, объяснять условия протекания реакций,
знать области применения веществ. Характеризовать состав и основные направления
использования и переработки природных источников углеводородов.
Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления; развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях; осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:
Познавательные УУД– смысловое чтение, умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Умение проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент. Объяснять физические свойства веществ в зависимости от
состава и строения.


Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение соотносить свои
действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности в процессе достижения результата.


Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе,

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Тема 3. Кислородсодержащие органическиесоединения (19 ч)
С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Свойства

этанола

(горение,

окисление

в

альдегид,

дегидратация).

Получение

(брожениемглюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль.
Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Ф е н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и
его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического
производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной
водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о
кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция
поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и
применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы.
Термопластичность итермореактивность.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с
металлами,

оксидами

металлов,

гидроксидами

металлов

и

солями;

реакция

этерификации). Применение уксусной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со
спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные
представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая,
щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых

кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мылa.
Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике
непищевым сырьем.
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов.
Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы
как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение
и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель
дисахаридов.

Производство

сахара.

Крахмал

и

целлюлоза

как

представители

полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих
полисахаридов.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные
спирты. Коллекция

«Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического

производства Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II).
Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и
изделий из них. Коллекция искусственных волокон
И изделий из них.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства
формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение
свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства
крахмала.
Предметные

результаты,

кислородсодержащих

формируемые

органических

при

соединений

изучении
и

раздела:

определять

знать

классы

принадлежность

органических соединений к классу спиртов, фенолов, кислот, альдегидов, кетонов,
сложных эфиров, углеводов. Уметь объяснять свойства веществ на основе анализа состава
и строения молекул, умение прогнозировать химические свойства веществ, объяснять
условия протекания реакций, устанавливать зависимость между свойствами веществ,
способами их получения и применения. Умение проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент. Характеризовать состав и основные направления использования
кислородсодержащих органических веществ в промышленности.
Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в
жизненных ситуациях; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:


Познавательные УУД – смысловое чтение, умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Знать воздействие спиртов и
фенолов на живой организм. Уметь объяснять биологическую роль карбонильных
соединений, карбоновых кислот эфиров и жиров и углеводов.



Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение соотносить свои
действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности в процессе достижения результата.


Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе,

Формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии.
Тема 4. Азотсодержащие органическиесоединения (9 ч)
А м и н ы. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин —как
ароматических. Осно́вность аминовв сравнении с основнымисвойствами аммиака. Анилин
и егосвойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние
атомов в молекулахорганических соединений на примере анилина. Получение анилина по
реакцииН. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Глицин иаланин как представителиприродных аминокислот.
Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со
щелочамии кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах.
Биполярные

ионы.

Образование

полипептидов.

Аминокапроновая

кислота

как

представитель синтетическихаминокислот. Понятие о синтетических волокнах на
примерекапрона. Аминокислоты в природе, ихбиологическая роль. Незаменимые
аминокислоты.Б е л к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства
белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.

Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты какполинуклеотиды. Строение
нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной
информации. Понятие о генной инженерии ибиотехнологии.
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г ан и ч е с к и х с о е д и н е н и й.
Понятие о генетической связии генетических рядах.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина
с

бромнойводой.

Доказательство

наличия

функциональных

групп

врастворах

аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение
птичьего пера ишерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол — этилен —
этиленгликоль — этиленгликолятмеди (II); этанол — этаналь —этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач
по идентификации органических соединений.
Предметные

результаты,

принадлежность

формируемые

при

изучении

раздела:

определять

органического соединения к классу азотсодержащих органических

веществ, уметь объяснять их свойства на основе анализа состава и строения молекул,
умение прогнозировать химические свойства веществ, объяснять условия протекания
реакций, устанавливать зависимость между свойствами веществ, способами их получения
и применения. Умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.
Характеризовать состав и основные направления использования аминов, аминокислот,
белков в промышленности и медицине.
Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в
жизненных ситуациях; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:


Познавательные УУД – смысловое чтение, умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Раскрывать биологическую
роль аминов, аминокислот, белков, нуклеиновых кислот..



Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение соотносить свои
действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности в процессе достижения результата.


Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе,

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации. Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и
языка химии
Тема 5. Химия и жизнь (16 ч)
П л а с т м а с с ы и в о л о к н а. Полимеризация и поликонденсация как способы
получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных
высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров.
Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах.
Термопластичные
синтетических

и

и

термореактивные

искусственных

полимеры.

полимеров:

Отдельные

представители

фенолоформальдегидные

смолы,

поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные,
синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельныепредставители
химических

волокон:

ацетатное

(триацетатныйшелк)

и

вискозное

волокна,

винилхлоридные(хлорин), полинитрильные(нитрон), полиамидные (капрон, найлон),
полиэфирные (лавсан).
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторыбелковой природы. Понятие о
рН среды. Особенности строенияи свойств (селективность и эффективность, зависимость
действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с
неорганическими

катализаторами.

Роль

ферментов

в

жизнедеятельности

живых

организмов ипроизводстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация
витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как
представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих
эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов:
высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в

тканях. Отдельные представители гормонов:инсулин и адреналин. Профилактика
сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонахна примере половых гомонов.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии.
Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и
профилактика.
Р е ш е н и е з а д а ч п о о р г а н и ч е с к о й х и м и и. Решение задач на вывод
формулы органических веществ по продуктам сгорания имассовым долям элементов.
Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них.
Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу
(сырое мяса, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды
раствора СМСиндикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание
среды

раствора

аскорбиновой

кислоты

индикаторной

бумагой.

Испытание

аптечногопрепарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. 15. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа№2. Распознавание пластмасс и волокон.
Предметные

результаты,

формируемые

при

изучении

раздела:

определять

принадлежность органического соединения к биологически активным веществам, уметь
объяснять свойства ферментов, гормонов, витаминов на основе анализа состава и
строения молекул, умение прогнозировать химические свойства веществ, воздействие на
организм, объяснять действие ферментов, условия реакций, устанавливать зависимость
между свойствами веществ, способами их получения и применения. Умение проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент. Характеризовать состав и основные
направления использования ферментов, витаминов, гормонов в фармацевтике, медицине,
значение в биологии .
Личностные результаты, формируемые при изучении раздела: формирование основ
экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в
жизненных ситуациях; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений. Иметь представление о нормах экологического и безопасного обращения с
лекарственными препаратами.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении раздела:


Познавательные УУД – смысловое чтение, умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные

связи, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Раскрывать биологическую
роль углеводов. Знать биологическую роль ферментов, гормонов, витаминов,
лекарств. Характеризовать применение лекарств в терапии.


Регулятивные УУД - Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение соотносить свои
действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности в процессе достижения результата.


Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе,

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации. Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и
языка химии.
Тематическое планирование 10 класс
Класс, тема
Количество часов на изучение темы
№п/п
по
изменения
по
авторской
рабочей
программе
программе
10 класс
68
68
Введение
1
1
Теория строения
1
4
2 часа из резерва выделены
6
органических
на изучение тем «Решение
соединений
задач на определение формул
органических соединений по
массовой доле хим.
Элементов» и зачет по
изученной теме.
Углеводороды и их
2
17
17
природные источники
Кислородсодержащие
3
14
2 часа из резерва выделены
19
органические
на изучение тем:
соединения и их
«Мыла и СМС»-1ч.;
природные источники
«Решение задач на
определение формул
органических соединений по
продуктам сгорания и
относительной плотности»1ч.;
3 часа взяты из
последующей темы №4 для
«Решение задач на
определение формул
органических соединений по
продуктам сгорания и

4

Азотосодержащие
органические
соединения

12

5

Химия и жизнь

10

6

Резерв

10

относительной плотности»1ч.; систематизации и
обобщения знаний по теме
«Кислородсодержащие
органические соединения» -1ч
и проведение
Контрольной работы №2
«Кислородсодержащие
органические соединения»-1ч.
«Генетическая связь между
классами органических
соединений»-1ч. вместо 2ч.
«Обобщение и
систематизация знаний о
кислород- и азотсодержащих
органических соединениях» и
«Контрольная работа № 2 по
теме «Кислород- и
азотсодержащие органические
вещества» исключены, так как
контрольная работа по
кислородсодержащим
соединениям проводилась в
предыдущей теме, а по теме
«Азотсодержащие
соединения» предусмотрен
зачет-1ч.
6 часов из резерва выделены
на изучение тем:
«Витамины»-1ч.;
«Лекарства»-1ч.;
«Обобщение знаний за курс
10 класса»-2ч.;
«Итоговая контрольная
работа»-1ч.
«Итоговое занятие по курсу
10 класса»-1ч.
Кроме того изменена
последовательность изучения
тем, а именно тема
«Пластмассы и волокна»
изучается перед темой
«Ферменты».
-

9

16

-

Учебно-тематический план
Практических работ – 2. Лабораторных опытов – 15. Контрольных работ – 3.
Тема

Всего
часов

Демонстрации

Лабораторные
опыты

Практиче
ские

Контрольны
е работы

работы
Введение

1

Видеофрагменты, слайды с
изображениями химической
лаборатории, проведения
химического эксперимента.

Теория
строения
органических
соединений

4

Коллекция природных,
искусственных и синтетических
органических соединений,
материалов и изделий из них.
Определение элементного состава
органических соединений. Плавление,
обугливание и горение органических
веществ (на примере сахарозы).

Л.о1.
Определение
элементного
состава
органических
соединений.
Л.о2.
Изготовление
моделей молекул
органических
соединений

Зачет по теме
1 «Теория
строения
органических
соединений»

Углеводород
ы и их
природные
источники

17

Коллекция веществ и материалов,
получаемых на основе природного
газа.
Шаростержневыеи объемные модели
молекул первых представителей
класса алканов. Физические свойства
газообразных (пропанбутановаясмесь в зажигалке), жидких
(бензин) и твердых (парафин)
алканов: агрегатное состояние,
растворимость в воде. Горение
пропан-бутановой смеси (зажигалка).
Отношение алканов к раствору
перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневая и объемная модели
молекулы этилена. Коллекция
«Полиэтилен и изделияиз него».
Горение этилена.
Модели (шаростержневые и
объемная) молекул1,3-бутадиена и 2метил-1,3-бутадиена (изопрена).
Разложение каучука при нагревании,
испытание продуктов разложения на
непредельность. Коллекции
«Каучуки», «Резина и изделия из нее».
Модели (шаростержневая и объемная)
молекулы ацетилена.
Горение ацетилена.
Объемная модель молекулы бензола.
Горение бензола. Отношение бензола
к
бромной (иодной) воде и раствору
перманганата калия (на примере
технических растворителей,
содержащих арены).
Образование нефтяной пленки на
поверхности воды. Обнаружение
непредельных соединений в жидких
нефтепродуктах.

Л.о3.
Обнаружение
непредельных
соединений в
жидких
нефтепродуктах.
Л.о4. Получение
и свойства
ацетилена
Л.о5.
Ознакомление с
коллекцией
«Нефть
и продукты ее
переработки».

Контрольная
работа № 1
по теме
«Углеводоро
ды»

Кислородсод
ержащие
органические
соединения и
их

14

Модели (шаростержневые и
объемные) молекул спиртов:
метанола, этанола, этиленгликоля и
глицерина. Получение этилена из
этанола.

Л.о6. Свойства
этилового
спирта. 7.
Свойства
Глицерина

Контрольная
работа № 2
по теме
«Кислородсо
держащие

природные
источники

Азотосодерж
ащие
органические
соединения

12

Горение этанола. Взаимодействие
этанола
с натрием.
Коллекция «Каменный уголь».
Коллекция продуктов
коксохимического производства.
Объемная модель молекулы фенола.
Растворимость фенола в воде при
комнатной температуре и при
нагревании.
Взаимодействие фенола с раствором
щелочи и бромной водой.
Качественная реакция на фенол с
хлоридом железа (III)
Модели (шаростержневые и
объемные) молекул метаналя и
этаналя.
Ознакомление с коллекцией
пластмасс и изделий из них.
Получение сложного эфира реакцией
этерификации.
Коллекция пищевых жиров и масел.
Растворимость жиров в органических
и неорганических растворителях.
Изготовление мыла. Коллекция
образцов природных пахучих
эфирных масел. Коллекция жидких и
твердых моющих средств. Сравнение
моющих свойств растворов мыла и
стирального порошка.
Взаимодействие глюкозы и сахарозы
с гидроксидом меди (II).
Коллекция крахмалосодержащих
продуктов

Л.о8. Свойства
формальдегид.
Л.о9. Свойства
уксусной
кислоты
Л.о. 10. Свойства
жиров.
Л.о11.
Сравнение
свойств
растворов мыла
и стирального
порошка
Л.о12. Свойства
глюкозы.
Л.о 13. Свойства
крахмала

Модели (шаростержневые и
объемные) молекул метиламина и
анилина. Физические свойства
анилина: агрегатное состояние, цвет,
запах, отношение к воде.
Коллекция анилиновых красителей и
препаратов на основе анилина.
Взаимодействие анилина с
кислотами. Взаимодействие
газообразныхметиламинаихлороводор
ода. Отношение анилина к бромной
(иодной) воде.
Аптечные препараты, содержащие
аминокислоты.
Упаковки от продуктов, содержащих
аминокислоты и их соли (продукты
питания, содержащие вещества с
кодами Е620 — глутаминовая
кислота, Е621 — глутаминат натрия,
Е622—525 — глутаминаты других
металлов, Е640 — глицин,Е641 —
лейцин). Доказательства
амфотерности аминокислот.
Денатурация раствора куриного белка
под действием температуры,
растворов солей тяжелых металлов и
этанола. Горение птичьего пера,
шерстяной нити и кусочка

Л.о14. Свойства
белков

органические
соединения»

Практичес
кая работа
№ 1.
«Идентиф
икация
органичес
ких
соединени
й»

Зачет по теме
4
«Азотосодер
жащие
органические
соединения»

натуральной кожи. Цветные реакции
белков.
Модель молекулы ДНК. Образцы
продуктов, полученных из
трансгенных форм растений и
животных. Лекарственные средства и
препараты, изготовленные с
помощью генной инженерии.
Переход: этанол -этиленэтиленгликоль
Химия и
жизнь

10

Лекарственные средства, содержащие
ферменты: «Пепсин», «Мезим»,
«Фестал» и др. Стиральные порошки
(упаковки), содержащие ферменты.
Действие сырого и вареного
картофеля или мяса на раствор
пероксида водорода.
Образцы витаминных препаратов, в
том числе поливитамины.
Фотографии животных и людей с
различными формами авитаминозов.
Испытание среды раствора
аскорбиновой кислоты.
Испытание аптечного препарата
инсулина на белок. Коллекция
гормональных препаратов.
Домашняя, лабораторная и
автомобильная аптечки.
Коллекция искусственных полимеров,
пластмасс и изделий из них.
Коллекция искусственных волокон и
изделий из них. Распознавание
натуральных волокон
(хлопчатобумажного и льняного,
шелкового и шерстяного) и
искусственных волокон (ацетатного,
вискозного) по отношению к
нагреванию и химическим реактивам
(концентрированным кислотам и
щелочам).
Коллекция синтетических и
полимеров, пластмасс и изделий из
них. Коллекция синтетических
волокон и изделий из них.

Л.о. 15.
Знакомство с
образцами
пластмасс,
волокон и
каучуков.

Практичес
кая работа
№ 2.
«Распозна
вание
пластмасс
и
волокон»

Контрольная
работа № 3
«Итоговая
контрольная
работа»

Особенности содержания обучения химии в 11 классе.
В средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными
целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли
отражение основные содержательные линии:
«Вещество» — знания о составе и строении органических веществ, их важнейших
физических и химических свойствах, биологическом действии.

«Химическая реакция» — знания об условиях, в которых проявляются химические
свойства органических веществ, способах управления химическими процессами.
«Применение веществ» — знания и опыт практической деятельности с
органическими
веществами, которые
наиболее
часто употребляются
в
повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на
транспорте.
«Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они
описываются, номенклатура органических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с
естественного языка на язык химии и обратно.
Общая характеристика учебного предмета в 11 классе
Содержание курса химии на базовом уровне позволит:
 сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который
формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской
школе;

 освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для
отработки которого требуется немало времени;

 максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной
дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для
профильных школ и классов;

 включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с
будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко
выраженной связи с химией.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
и профессиональной траектории;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей
познавательной деятельностью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по химии являются:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применении основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели
и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата.

Предметные результаты изучения химии предоставляет ученику возможность на
ступени среднего (полного) общего образования научиться:

В познавательной сфере:


















- давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических
соединений, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, , химические
реакции, протекающие в природе и быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
-структурировать изученный материал;
- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
- описывать строение атомов 1-4-го периодов с использованием электронных
конфигураций атомов;
- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
В ценностно-ориентационной сфере
– анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере –
проводить химический эксперимент.
В сфере физической культуры –
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
11 КЛАСС
Тема1.Периодическийзаконистроениеатома(6ч)
О т к р ы т и е Д. И. М е н д е л е е в ы м П е р и о д и ч ес ко г о з а ко н а.Первые
попытки классификации химических элементов. Важнейшие понятия химии: атом,
относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым
Периодического
закона.
Периодический
закон
в
формулировке
Д.И.Менделеева.
П е р и о д и ч е с к а я с и с т е м а Д.И. М е н д е л е е в а. Периодическая система
Д. И. Менделеева как графическое отображение периодического закона.
Различные варианты периодической системы. Периоды и группы. Значение
периодического закона и периодической системы.
протоны и нейтроны. Изотопы. Изотопы водорода. Электроны .Электронная
оболочка.
Энергетический
уровень.
Орбитали: sи р. d-Орбитали.
Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям.
Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные
возможности атомов химических элементов.
Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического
элемента. Современная формулировка периодического закона. Причина
периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности
заполнения
энергетических
уровней
в
электронных
оболочках
атомовпереходныхэлементов.Электронныесемействаэлементов:s-ирэлементы;d-иf-элементы.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д.И.Менделеева.

Тема2.Строениевещества(18ч)
Ковалентная химическая
связь.
Понятие о ковалентной связи. Общая
электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность.
Перекрывание электронных орбиталей. σ-иπ-связи. Ковалентная полярная и
ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный
механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ
молекулярного строения.
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионыианионы. Ионная связь иеесвойства.
Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная
единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Общие физические свойства
металлов. Зависимость электропроводности металлов от температуры. Сплавы.
Черные и цветные сплавы.
А г р е г а т н ы е с о с т о я н и я в е щ е с т в а. Газы. Закон Авогадро для газов.
Молярный объем газообразных веществ (прин.у.).Жидкости.
Водородная химическая связь. Водородная связь, как особый случай
межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на
свойства веществ (на примере воды). Использование воды в быту и на
производстве. Внутри-молекулярная водородная связь и ее биологическая роль.
Т и п ы к р и с т а л л и ч е с к и х р е ш е т о к. Кристаллическая решетка. Ионные,
металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки.
Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.
Чистые вещества и смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и
гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси.
Массовая доля примесей. Решение задав на массовую долю примесей.
Классификация веществ по степени их чистоты.
Дисперсныесистемы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и
дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Коллоидные
дисперсные системы. Золи и гели. Значение дисперсных систем в природе и жизни
человека.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы
минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели
кристаллических решеток «сухогольда» (или иода), алмаза, графита (или кварца).
Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Дистилляция
воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей,
гелейизолей .Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Определение свойств некоторых веществ на основе типа
кристаллической решетки. 2.Ознакомление с коллекцией полимеров, пластмасс и
волокон и изделий из них. 3. Жёсткость воды. Устранение жёсткости воды.
4.Ознакомление с минеральными водами. 5.Ознакомлениесдисперснымисистемами.
Практическоезанятие№1. Получение и распознавание газов.
Тема3.Электролитическаядиссоциация(19ч)
.Растворы как гомогенные системы, со-стоящие из частиц растворителя,
растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Растворение как
физико-химический процесс. Массовая доля растворенного вещества. Типы
растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.
Т е о р и я э л е к т р о л и т и ч е с к о й д и с с о ц и а ц и и.Электролитыинеэлектрол
иты.Степеньэлектролитическойдиссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Уравнения
электролитической
диссоциации.
Механизм
диссоциации.
Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства
неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между
электролитами до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной
серной и муравьиной кислот.
Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и
общие свойства. Амины, как органические основания. Сравнение свойств аммиака,
метиламина и анилина.
Солив свете теории электролитической диссоциации, их классификация и
общие свойства. Соли кислые и оснóвные. Соли органических кислот. Мыла.
Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для
характеристики восстановительных свойств металлов.
Гидролиз.Случаигидролизасолей.Реакциясреды(рН)врастворахгидролизующихс
ясолей.Гидролиз органических веществ, его значение.
Демонстрации.
Испытаниерастворовэлектролитовинеэлектролитовнапредметдиссоциации.Зависи
мостьстепениэлектролитическойдиссоциацииуксуснойкислотыотразбавленияраств
ора.Примерыреакцийионногообмена,идущихсобразованием осадка, газа или воды.
Химические
свойства
кислот:взаимодействиесметаллами,основнымииамфотернымиоксидами,основания
ми(щелочамиинерастворимымивводе),солями. Взаимодействие азотной кислоты с
медью. Разбавлениесерной кислоты. Обугливание концентрированной серной
кислотой
сахарозы.
Химические
свойства
щелочей:
реакция
нейтрализации,взаимодействиескислотнымиоксидами,солями.Разложениенераство
римыхвводеоснованийпринагревании.Химическиесвойствасолей:взаимодействиес
металлами,кислотами,щелочами,сдругимисолями.Гидролиз
карбида
кальция.ИзучениерНрастворовгидролизующихся
солей:
карбонатовщелочных
металлов, хлорида и ацетата аммония.
Лабораторныеопыты.
6.Ознакомление с коллекцией кислот.
7. Получение и свойства нерастворимых оснований.
8. Ознакомление с коллекцией оснований.
9.Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.
10. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
11. Различные случаи гидролиза солей. 12.Гидролиз хлоридов и ацетатов
щелочных металлов.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию
неорганических и органических соединений.
Тема4.Химическиереакции(21ч)
К л а с с и ф и к а ц и я х и м и ч е с к и х р е а к ц и й.Реакции, идущие без изменения
состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и
продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обменав
неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и
изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай
реакций присоединения.
Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.
Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим
уравнениям.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций,
аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации,
давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их
соприкосновения.
Закон
действующих
масс.
Решение
задач
на
химическуюкинетику.

Катализ.Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Примеры
каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их
отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и
ферментов.
Х и м и ч е с к о е р а в н о в е с и е. Обратимые и необратимые реакции. Химическое
равновесие и способы его смещенияна примере получения аммиака. Синтез
аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения
технологического процесса.
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е п р о ц е ссы.
Окислительно-восстановительные
реакции.
Окислитель
ивосстановитель.Окислениеивосстановление.Составлениеуравнений
окислительно-восстановительных реакций методомэлектронногобаланса.
О б щ и е с в о й с т в а м е т а л л о в.Химическиесвойстваметалловкаквосстановите
лей.Взаимодействиеметалловснеметаллами,водой,кислотамиирастворамисолей.
Металлотермия.К о р р о з и я м е т а л л о в какокислительновосстановительныйпроцесс.Способызащитыметалловоткоррозии.
Общиесвойстванеметаллов.Химическиесвойства неметаллов как окислителей.
Взаимодействие с металлами,водородом и другими неметаллами. Свойства
неметаллов каквосстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными
веществами-окислителями.Общаяхарактеристикагалогенов.
Э л е к т р о л и з.Общие способы получения металлов и неметаллов. Электролиз
растворов
и
расплавов
электролитов
напримерехлориданатрия.Электролитическоеполучениеалюминия.
Практическое значение электролиза. Гальванопластикаи гальваностегия.
Заключение.Перспективыразвитияхимическойнаукии
химического
производства. Химия и проблема охраны окружающейсреды.
Демонстрации.
Экзотермические
и
эндотермические
химическиереакции.Тепловыеявленияприрастворениисернойкислоты и аммиачной
селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере
взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с
одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных
металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие
растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрияразличной
концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида
водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных
объектов, содержащих ката-лазу (сырое мясо, картофель). Простейшие
окислительно-восстановительные реакции: взаимодействиецинка с соляной
кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель
электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 13. Получение кислорода разложением пероксида водорода с
помощью диоксида марганца и каталазы сырого картофеля. 14. Реакция замещения
меди железом в растворе сульфатамеди(II). 15. Получение водорода взаимодействием
кислоты с цинком. 16.Ознакомление с коллекцией металлов. 17.Ознакомление с
коллекцией неметаллов.
Практическая работа № 3«Генетическая связь между различными классами
неорганических и органических веществ»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ученик на базовом уровне научится:
 — понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной

картины мира;
 — раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы
современного общества;
 — формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни
человека; — устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
 — формулировать основные положения теории химического строения
органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из
органической и неорганической химии;
 — аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и
теорий для органической и неорганической химии;
 — формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности
изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими
веществ на основе Периодической системы как графического отображения
Периодического закона;
 — характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в
Периодической системе Д. И. Менделеева;
 — классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток,
объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических
связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
 — объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии,
гомологии, аллотропии;
 — классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии
по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего
через особенное к единичному;
 — характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его
роль в живой и неживой природе;
 — характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный
процесс и его практическое значение;
 — характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный
процесс и предлагать способы защиты от нее;
 — классифицировать неорганические и органические вещества;
 — характеризовать общие химические свойства важнейших классов
неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к
единичному;
 — использовать знаковую систему химического языка для отображения состава
(химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;

 — использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий
веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных
формул соединений по их названиям;
 — знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических
и органических веществ;
 — характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей
классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов,
ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных
одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов,
аминокислот);
 — устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и
переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
 — экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей
изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил
техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием;
 — характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных
факторов; — характеризовать химическое равновесие и его смещение в
зависимости от различных факторов;
 — производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе
количественных отношений между участниками химических реакций;
 — соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с
окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и
процессами.
 Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
 — использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тема тики;
 — прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и
органических веществ на основе аналогии;
 — прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их
протекания и предлагать способы управления этими процессами;
 — устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком,
литературой, мировой художественной культурой);
 — раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
 — раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной
образовательной траектории;

 — прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять
окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления
элементов, образующих их;
 — аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи
между неорганическими и органическими веществами;
 — владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
— характеризовать становление научной теории на примере открытия
Периодического закона и теории химического строения органических веществ;
 — критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой
из разных источников;
 — понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические,
энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с
помощью химии.
Тематическое планирование 11 класс

№

Тема

1

Количество
часов по
программе
автора

Практическая
Контрольные
работы

часть

Лабораторн
ые опыты

6
Периодический закон и
строение атома

2
Строение атома

18

1

1

5

Электролитическая
диссоциация

19

1

1

7

Химические реакции

21

1

1

5

Резервное время

4

Итого

68

3

3

17

3

4




Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».