РП по ОДНКНР 5 кл

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее - ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное
развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей - важнейший результат
обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у
подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские
духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности - образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных

реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Принцип
культурологичности
в
преподавании
означает
важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины
означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных
научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса
к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт
в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
Цели изучения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■ формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
■ создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию
своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
■ формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
■ идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;

становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний
и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять
в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной

культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 5-6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа
в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры
народов России»
5 класс, 34 часа
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Россия - многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей. Русский язык - основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт
русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность
Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование
как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.
Семья - базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание

как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность - общество - культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры. Культура как духовный
мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина - часть общего
Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории.
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и
инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся

художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство
с траны - залог будущего России.
Россия - единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность
к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений
и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
5 класс
Тематический блок 1. «Россия - наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
■
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
■
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
■
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом - Россия
■
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
■
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
■
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
■
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
■
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
■
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
■
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей
■
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
■
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
■
понимать, что русский язык - не только важнейший элемент национальной культуры, но
и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить
примеры;

иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
■
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и при- роды; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 6. Материальная культура
■
Иметь представление об артефактах культуры;
■
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
■
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
■
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами.
Тема 7. Духовная культура
■
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
■
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
■
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
■
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
■
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
■
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и
основные социально-культурные функции;
■
осознавать связь религии и морали;
■
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
■
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
■
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
■
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
■
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
■
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
■
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
■
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
■
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
■
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
■

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей
■
Знать и понимать смысл термина «семья»;

иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
■
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
■
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
■
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
■
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
■
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
■
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
■
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
■
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
■
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
■
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
■
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
■
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
■
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
■
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
■
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
■
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
■
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
■
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
■
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
■
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
■
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
■
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
■
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
■

Тема 17. Личность - общество - культура
■
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
■
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека
и культуры;
■
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
■
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек творец культуры
■
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
■
осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
■
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей
человека;
■
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
■
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
■
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
■
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
■
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
■
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать
важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
■
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
■
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
■
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
■
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
■
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
■
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
■
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенности российского народа:
■
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
■
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
■
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение
и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
■
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
■
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
■
различать основные типы праздников;
■
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
■
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
■
понимать основной смысл семейных праздников:
■
определять нравственный смысл праздников народов России;
■
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
■
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
■
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
■
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
■
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
■
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
■
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
■
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
■
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
■
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
■
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
■
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
■
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
■
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
■
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств;
■
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
■
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
■

знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
■
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
■
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
■
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
■
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
■
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
■
понимать, что такое культурная карта народов России;
■
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России
■
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России
для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
■
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения отдельных этносов.
■
■

Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат не- посредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным
основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодействия в социуме (классе);
мониторинги
сформированности
духовно-нравственных
ценностей
личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций
обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и
метапредметных результатов.
Тематическое планирование
5 класс, 34 часа
№ п/п
Тема
«Россия — наш общий дом»
1.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
2.
«Духовно-нравственное богатство личности»
3.
«Культурное единство России»
4.
Резерв

Кол-во часов
10
6
3
13
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».