- способность осуществлять авторское действие. Типы одаренности: • Общая одаренность – высокий уровень способностей в изучении тех или иных общеобразовательных предметов; • Специальная одаренность – высокий уровень освоения тех или иных специальных навыков (достижений); • Мотивационная одаренность – высокая мотивация к достижениям и постановке рекордных целей в тех или иных перспективных типах практик. 1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: • более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления; • доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 1.6. Целью работы с одаренными детьми является создание практикоориентированных образовательных сред для высокомотивированных детей и системы сопровождения таких детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родитель». 1.7. Для достижения цели ставят следующие задачи: • выявление одаренных детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся; • составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся (Приложение №1); • развитие у одаренных детей качественного высокого уровня представлений о картине мира, основанных на нравственных ценностях; • работа педагогов по индивидуальным маршрутам; • использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно- исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; • организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; • организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей; • поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и программе работы с одаренными детьми на текущий год. 1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 1.10. Заместитель директора составляет общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой. 1.11. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 1.12. В работе в урочное время с обучающимися, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 2. Основные стратегии обучения одаренных детей 2.1. Стратегия ускорения обучения: ● индивидуализация обучения для одаренных обучающихся; ● занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); ● профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов (например: филологический, технологический, социально-гуманитарный, естественнонаучный, психолого- педагогический, эстетический); ● радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по вузовским программам; ● поддержка творческой самореализации обучающихся; ● дистанционное обучение. 2.2. Стратегия обогащения обучения: ● расширение кругозора; ● освоение знаний об окружающем мире; ● самопознание; ● углубление в предметы; ● освоение метазнаний (знаний о знаниях). 3. Принципы работы с одаренными детьми и участники ее реализации 3.1. В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие принципы: ● принцип расширения образовательного пространства; ● принцип индивидуализации и дифференциации обучения; ● принцип развивающего обучения; ● принцип опережающего обучения; ● принцип комфортности в любой деятельности; ● принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся; ● принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога; ● принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; ● принцип добровольности; ● принцип создания ситуации успеха и уверенности. 3.2. Участниками реализации данного Положения являются: ● администрация (директор, заместители директора); ● учителя-предметники; ● классные руководители; ● руководители кружков и секций; ● организаторы мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами; ● специалисты службы психолого-педагогического сопровождения; ● библиотекарь; ● родители (законные представители) обучающихся. 3.3. Формы мониторинга работы с одаренными детьми: Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Научно-практическая конференция «СОВА» 1 раз в год Творческие отчеты учителей из опыта работы с По годовому одаренными детьми плану Внутришкольный контроль По годовому плану Творческие отчеты кружков и спортивных секций 1 раз в год Тематические конкурсы, выставки По годовому плану Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы По годовому плану Участие в образовательных сменах, лагерях По годовому плану 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися 4.1. Работа с одаренными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности. 4.2. Работа с одаренными детьми ведется в следующем направлении: 4.2.1. Организация и проведение внеклассной работы по программам творческого развития в определенной области, которая осуществляется как индивидуально, так и в группе. Формы работы с одаренными обучающимися: • выполнение научно-исследовательских проектных работ; • творческие кружки; • предметные олимпиады; • предметные модули; • детские научно-практические конференции; • конкурсы проектных работ; • соревнования; • турниры; • творческие конкурсы; • фестивали; • выставки; • спартакиады; • праздники; • творческие мастерские; • каникулярные сборы, лагеря и др. 4.3. В функциональные обязанности директора входит: • планирование в годовом плане работы Лицея отдельного раздела по работе с одаренными детьми и контроль за его выполнением обучающимися; • материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах согласно Положению о Школьном Олимпийском Движении. 4.4. Функции заместителей директора по учебной и воспитательной работе: • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией и проведением внеклассной работы с одаренными детьми (программы дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций и т.д.); • организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов; • оформление нормативной документации; • сопровождение и разработка образовательных программ; • подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; • организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; • координация действий учителей, педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми; • повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам); • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных обучающихся; • мониторинг результативности работы системы с одаренными обучающимися; • сбор общих информационных данных по одаренным детям. • подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; • организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одаренными детьми; • координация действий педагогов дополнительного образования, классных руководителей, работающих с одаренными детьми; • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных обучающихся; • организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых раскрываются художественная и социальная одаренность обучающихся; • сбор общих информационных данных по одаренным детям. • планирование и проведение школьных предметных модулей, олимпиад и конкурсов (ежегодно); • разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно); • оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте учреждения (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и конкурсов и т.д.); • руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми. 4.7. Функции учителей-предметников: • выявление одаренных детей; • подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми; • определение критериев эффективности работы с интеллектуально одаренными детьми; • корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней; • организация индивидуальной работы с одаренными детьми; • подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня; • отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на педагогическом совете; • оформление своего опыта работы с одаренными обучающимися в виде творческого отчета для предъявления на педагогическом совете; • консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей. 4.8. Функции классных руководителей: • планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей; • взаимосвязь с руководителями секций, кружков, с учителямипредметниками, родителями одаренных обучающихся. 4.9. Функции руководителей кружков и секций: • выявление одаренных обучающихся; • организация творческих отчетов детей; • предоставление необходимой информации классным руководителям; • консультирование родителей. 4.10. Функции педагога-психолога: • психодиагностическая работа (диагностическая, индивидуальная); • индивидуальные и групповые занятия с обучающимися; • индивидуальные и групповые консультации для обучающихся; • работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации); • работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). 4.11. Функции родителей (законных представителей): • раннее выявление одаренности ребенка; • создание комфортных, эмоциональных условий для развития способностей ребенка; • определение социального запроса для школы; • сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками образовательной деятельности. 5. Организация занятий для одаренных детей 5.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в образовательной деятельности. 5.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми – способствовать ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. 5.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. 5.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по предметам обязательной части учебного плана, так и по предметам части, формируемой участниками образовательных отношений. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми МОБУ «Гимназия Исток» является локальным, нормативным актом, утверждается приказом директора. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. Приложение 1 Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося ФИО обучающегося ________________________________________________ Класс _____________________________________________________________ Вид (ы) одаренности ________________________________________________ Форма Углубленное изучение отдельных 1. 2. предметов (название) Исследовательская деятельность (указание темы работы) Элективные курсы (название) Социальная практика (название) Дистанционное обучение (название курса) Подготовка к конкурсам (название конкурсов) Участие в различных конкурсах, олимпиадах Дополнительное образование (кружки, секции) Маршрут Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного обучающегося План индивидуальной работы на Направление Сроки, периодичность - Ответственный педагог учебный год Результат