Положение по работе с одаренными детьми

- способность осуществлять авторское действие.
Типы одаренности:
•
Общая одаренность – высокий уровень способностей в изучении тех
или иных общеобразовательных предметов;
•
Специальная одаренность – высокий уровень освоения тех или иных
специальных навыков (достижений);
•
Мотивационная одаренность – высокая мотивация к достижениям и
постановке рекордных целей в тех или иных перспективных типах практик.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные
дети имеют:
•
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
•
доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
•
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными детьми является создание
практикоориентированных образовательных сред для высокомотивированных детей
и системы сопровождения таких детей, повышение качества их обучения,
расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение
условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах
«педагог – одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся»,
«одаренный обучающийся – родитель».
1.7. Для достижения цели ставят следующие задачи:
•
выявление одаренных детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности обучающихся;
•
составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся
(Приложение №1);
•
развитие у одаренных детей качественного высокого уровня
представлений о картине мира, основанных на нравственных ценностях;
•
работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
•
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;
•
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно- исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;
•
организация разнообразной
внеурочной и
внешкольной
деятельности;
•
организация работы
по
психолого-педагогическому
сопровождению семей;
•
поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и программе работы с одаренными детьми на текущий год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.

1.10. Заместитель директора составляет общее расписание индивидуальных
занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой.
1.11. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков
и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
1.12. В работе в урочное время с обучающимися, имеющими ярко
выраженные способности,
оптимальными
считаются дифференцированные
и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и
проектного метода.
2.
Основные стратегии обучения одаренных детей
2.1. Стратегия ускорения обучения:
●
индивидуализация обучения для одаренных обучающихся;
●
занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
●
профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов
(например:
филологический,
технологический,
социально-гуманитарный,
естественнонаучный, психолого- педагогический, эстетический);
●
радикальное ускорение образовательной деятельности обучающихся по
вузовским программам;
●
поддержка творческой самореализации обучающихся;
●
дистанционное обучение.
2.2. Стратегия обогащения обучения:
●
расширение кругозора;
●
освоение знаний об окружающем мире;
●
самопознание;
●
углубление в предметы;
●
освоение метазнаний (знаний о знаниях).
3.
Принципы работы с одаренными детьми и участники ее
реализации
3.1. В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие
принципы:
●
принцип расширения образовательного пространства;
●
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
●
принцип развивающего обучения;
●
принцип опережающего обучения;
●
принцип комфортности в любой деятельности;
●
принцип
разнообразия
предлагаемых
возможностей
для реализации способностей обучающихся;
●
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участии педагога;
●
принцип
свободы
выбора
обучающимися
дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
●
принцип добровольности;
●
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
3.2. Участниками реализации данного Положения являются:
●
администрация (директор, заместители директора);
●
учителя-предметники;

●
классные руководители;
●
руководители кружков и секций;
●
организаторы мероприятий в рамках сетевого взаимодействия с
социальными партнерами;
●
специалисты службы психолого-педагогического сопровождения;
●
библиотекарь;
●
родители (законные представители) обучающихся.
3.3. Формы мониторинга работы с одаренными детьми:
Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Научно-практическая конференция «СОВА»
1 раз в год
Творческие отчеты учителей из опыта работы с По
годовому
одаренными детьми
плану
Внутришкольный контроль
По
годовому
плану
Творческие отчеты кружков и спортивных секций
1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки
По
годовому
плану
Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы
По
годовому
плану
Участие в образовательных сменах, лагерях
По
годовому
плану
4.
Организация и функциональное обеспечение работы с
одаренными обучающимися
4.1. Работа с одаренными обучающимися начинается с 1 сентября текущего
года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности.
4.2. Работа с одаренными детьми ведется в следующем направлении:
4.2.1. Организация и проведение внеклассной работы по программам
творческого развития в определенной области, которая осуществляется как
индивидуально, так и в группе.
Формы работы с одаренными обучающимися:
•
выполнение научно-исследовательских проектных работ;
•
творческие кружки;
•
предметные олимпиады;
•
предметные модули;
•
детские научно-практические конференции;
•
конкурсы проектных работ;
•
соревнования;
•
турниры;
•
творческие конкурсы;
•
фестивали;
•
выставки;
•
спартакиады;
•
праздники;

•
творческие мастерские;
•
каникулярные сборы, лагеря и др.
4.3. В функциональные обязанности директора входит:
•
планирование в годовом плане работы Лицея отдельного раздела по
работе с одаренными детьми и контроль за его выполнением обучающимися;
•
материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия
обучающихся в различных конкурсах согласно Положению о Школьном
Олимпийском Движении.
4.4. Функции заместителей директора по учебной и воспитательной работе:
•
регулирование
и
коррекция образовательной деятельности,
связанной с организацией и проведением внеклассной работы с одаренными детьми
(программы дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций и
т.д.);
•
организация внеклассных занятий по углубленному изучению
предметов;
•
оформление нормативной документации;
•
сопровождение и разработка образовательных программ;
•
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
•
организация и проведение педагогических советов, совещаний,
семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
•
координация
действий
учителей, педагогов-психологов,
работающих с одаренными детьми;
•
повышение мотивации и
компетенций
педагогов (оказание
методической помощи педагогам);
•
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одаренных обучающихся;
•
мониторинг результативности работы системы с одаренными
обучающимися;
•
сбор общих информационных данных по одаренным детям.
•
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
•
организация и проведение педагогических советов, совещаний,
семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
•
координация действий педагогов дополнительного образования,
классных руководителей, работающих с одаренными детьми;
•
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одаренных обучающихся;
•
организация, проведение и участие в мероприятиях, на которых
раскрываются художественная и социальная одаренность обучающихся;
•
сбор общих информационных данных по одаренным детям.
•
планирование и проведение школьных предметных модулей, олимпиад
и конкурсов (ежегодно);
•
разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня
сложности по предметам (постоянно);

•
оформление материалов по работе с одаренными детьми на сайте
учреждения (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и конкурсов и
т.д.);
•
руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с
одаренными детьми.
4.7. Функции учителей-предметников:
•
выявление одаренных детей;
•
подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными
детьми;
•
определение критериев эффективности работы с интеллектуально
одаренными детьми;
•
корректировка программ и тематических планов для работы с
одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого,
научно-исследовательского уровней;
•
организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
•
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям различного уровня;
•
отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для
предъявления на педагогическом совете;
•
оформление своего опыта работы с одаренными обучающимися в виде
творческого отчета для предъявления на педагогическом совете;
•
консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития
способностей их детей.
4.8. Функции классных руководителей:
•
планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации
одаренными детьми класса своих способностей;
•
взаимосвязь с руководителями секций, кружков, с учителямипредметниками, родителями одаренных обучающихся.
4.9. Функции руководителей кружков и секций:
•
выявление одаренных обучающихся;
•
организация творческих отчетов детей;
•
предоставление необходимой информации классным руководителям;
•
консультирование родителей.
4.10. Функции педагога-психолога:
•
психодиагностическая работа (диагностическая, индивидуальная);
•
индивидуальные и групповые занятия с обучающимися;
•
индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
•
работа с родителями (выступления на родительских собраниях,
консультации);
•
работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская
работа).
4.11. Функции родителей (законных представителей):
•
раннее выявление одаренности ребенка;
•
создание комфортных, эмоциональных условий для развития
способностей ребенка;

•
определение социального запроса для школы;
•
сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками
образовательной деятельности.
5.
Организация занятий для одаренных детей
5.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для
расширения возможностей обучающихся в определении и развитии
индивидуальных особенностей и интересов в образовательной деятельности.

5.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми –
способствовать ориентации педагогической деятельности на развитие
индивидуальных творческих способностей обучающихся.
5.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными.
5.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по предметам
обязательной части учебного плана, так и по предметам части, формируемой
участниками образовательных отношений.
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми МОБУ
«Гимназия Исток» является локальным,
нормативным актом, утверждается
приказом директора.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1.
настоящего Положения.

Приложение 1

Примерная форма индивидуального маршрута
развития одаренного обучающегося
ФИО обучающегося ________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Вид (ы) одаренности ________________________________________________
Форма
Углубленное изучение отдельных 1.
2.
предметов (название)
Исследовательская
деятельность
(указание темы работы)
Элективные курсы (название)
Социальная практика (название)
Дистанционное обучение (название
курса)
Подготовка к конкурсам (название
конкурсов)
Участие в различных конкурсах,
олимпиадах
Дополнительное образование (кружки,
секции)

Маршрут

Приложение к индивидуальному маршруту
развития одаренного обучающегося
План индивидуальной работы на
Направление

Сроки,
периодичность

-

Ответственный
педагог

учебный год
Результат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».