МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Приморского края МОБУ "Гимназия Исток" УТВЕРЖЕНО Директор МОБУ «Гимназия Исток» ______________ Смирнова М.А. Приказ № 119-а от "10" августа 2022г. Рабочая программа (ID 182738) МУНИЦИПАЛЬНО Е ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " ГИМНАЗИЯ ИСТОК" Г. ДАЛЬНЕГОРСКА Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ ИСТОК" Г. ДАЛЬНЕГОРСКА DN: C=RU, S=Приморский край, STREET=ул. Проспект 50 лет Октября 53, L=г. Дальнегорск, T=Директор, O=" МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ГИМНАЗИЯ ИСТОК"" Г. ДАЛЬНЕГОРСКА", ОГРН=1022500617270, СНИЛС=17689640337, OID.1.2.643.100.4=2505005283, ИНН=560914485053, E=istok1994@mail.ru, G=Мария Андреевна, SN=Смирнова, CN="МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ГИМНАЗИЯ ИСТОК"" Г. ДАЛЬНЕГОРСКА" Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: Дата: 2022-08-12 15:09:42 Foxit Reader Версия: 9.3.0 учебного предмета «Технология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Буренина Ольга Геннадьевна учитель технологии г. Дальнегорск 2022 Пояснительная записка НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека. Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека. Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе. Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни). Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества; исследованы социальные аспекты технологии. Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»). ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах. Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов. Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем: технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии: уровень представления; уровень пользователя; когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий); практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии; появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться. Общая характеристика учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ» Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивнопродуктивного уровня освоения технологий. Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии. Модуль «Производство и технология» В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов. Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества. место УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» в учебном плане. Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Производство и технология» Раздел. Преобразовательная деятельность человека. Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм. Раздел. Простейшие машины и механизмы. Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов. Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели. Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к изделию. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование — технологии. Технологии и алгоритмы. основные составляющие Раздел. Материалы и их свойства. Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей. Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов. Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока. Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами. Наноструктуры и их использование синтетические наноструктуры. в различных технологиях. Природные и Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода. Раздел. Основные ручные инструменты. Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом. Компьютерные инструменты. Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии. Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи. Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов. Ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. Трудовое воспитание: активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий. Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. Метапредметные результаты Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины деятельности; достижения (недостижения) результатов преобразовательной вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Принятие себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Общение: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. Предметные результаты Модуль «Производство и технология» характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме; выявлять причины и последствия развития техники и технологий; характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития; уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями; научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности; использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция); уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач; получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»; классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез». Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов» характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия; использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; выполнять технологические операции с использованием приспособлений, технологического оборудования; ручных инструментов, получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов; характеризовать материалов; технологические операции ручной обработки конструкционных применять ручные технологии обработки конструкционных материалов; правильно хранить пищевые продукты; осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность; выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда; осуществлять доступными средствами контроль качества блюда; проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий; строить чертежи простых швейных изделий; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий; выделять свойства наноструктур; приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях; получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименовани е разделов и тем программы Количество часов всег о контрольны е работы практическ ие работы Дата изуче ния Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль. Производство и технология 1 Преобразовате льная деятельность человека 5 1 4 01.09. 2022 16.09. 2022 Практическая деятельность:; выделять простейшие элементы различных моделей Тестирование http://schoolcollection.edu.ru 2 Алгоритмы и начала технологии 5 1 4 19.09. 2022 07.10. 2022 выделять алгоритмы среди других предписаний;; формулировать свойства алгоритмов;; называть основное свойство алгоритма. Практическая деятельность:; исполнять алгоритмы; ; оценивать результаты исполнения алгоритма (соответствие или несоответствие поставленной задаче) Тестирование http://schoolcollection.edu.ru 3 Простейшие механические роботыисполнители 2 1 1 10.10. 2022 14.10. 2022 Аналитическая деятельность:; планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;; соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Аналитическая деятельность:; называть основные виды механических движений;; описывать способы преобразования движения из одного вида в другой;; называть способы Зачет 4 Простейшие машины и механизмы 5 1 4 17.10. 2022 28.10. 2022 http://schoolcollection.edu.ru Тестирование http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ 5 6 7 Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы 2 Простые механические модели 10 Простые модели с элементами управления 5 1 2 1 1 8 4 31.10. 2022 04.11. 2022 14.11. 2022 16.12. 2022 19.12. 2022 30.12. 2022 передачи движения с заданными усилиями и скоростями.; Практическая деятельность:; изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью Аналитическая деятельность:; называть основные детали конструктора и знать их назначение.; Практическая деятельность:; конструирование простейших соединений с помощью деталей конструктора Аналитическая деятельность:; выделять различные виды движения в будущей модели;; планировать преобразование видов движения;; планировать движение с заданными параметрами. ; Практическая деятельность:; сборка простых механических моделей с использованием цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи, ременной передачи, кулисы Аналитическая деятельность:; планировать движение с заданными параметрами с использованием механической реализации управления. ; Практическая деятельность:; сборка простых механических моделей с элементами управления;; осуществление управления собранной моделью, Устный опрос http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ Самооценка с использованием «Оценочного листа» http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ определение системы команд, необходимых для управления 34 ИТОГО ПО МОДУЛЮ: Модуль. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов 5 1 4 Структура 09.01. Аналитическая 1 технологии: 2023 деятельность:; от материала 20.01. называть основные к изделию 2023 элементы технологической цепочки;; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии;; объяснять назначение технологии. ; Практическая деятельность:; читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки 10 1 9 Материалы 23.01. 2 и изделия. 2023 Аналитическая Пищевые 03.03. деятельность:; продукты 2023 называть основные свойства бумаги и области её использования;; называть основные свойства ткани и области её использования;; называть основные свойства древесины и области её использования;; называть основные свойства металлов и области их использования;; называть металлические детали машин и механизмов.; Практическая деятельность:; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;; предлагать возможные способы использования древесных отходов; Пищевые продукты и их использование,свойс тва. 3 Современные материалы и их свойства 5 1 4 06.03. 2023 24.03. 2023 Аналитическая деятельность:; называть основные свойства современных Тестирование http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ Устный опрос ; Контрольная работа Устный опрос http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ 4 Основные ручные инструменты ИТОГО ПО МОДУЛЮ: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВ О ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 2 12 03.04. 2023 26.05. 2023 материалов и области их использования;; формулировать основные принципы создания композитных материалов.; Практическая деятельность:; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла со свойствами доступных учащимся видов пластмасс Аналитическая деятельность:; называть назначение инструментов для работы с данным материалом;; оценивать эффективность использования данного инструмента.; Практическая деятельность:; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; ; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа Устный опрос ; Контрольная работа http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/ 34 68 13 55 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Обязательные учебные материалы для ученика Технология. 5 класс/Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и другие; под редакцией Казакевича В.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Методические материалы для учителя Методическая литература https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/klass5 Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd60800200c9a66/36/?ysclid=l0yehvs3zo http://fcior.edu.ru - Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебное оборудование кабинет трудового обучения(мастерская); - пособия, плакаты по технологии; -инструменты; -станки; швейные машинки; электропечь. Оборудование для проведения лабораторных, практических работ, демонстраций Мультимедийный проектор, компьютер, принтер.